Статья 19316

Название статьи

ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ К НРАВСТВЕННО ВОЛЕВОМУ САМОКОНТРОЛЮ СВОЕГО ПОВЕДЕНИЯ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

Авторы

Чемерилова Ирина Альбертовна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и развития образования, Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова (Россия, г. Чебоксары, Московский проспект, 15), irina737983@mail.ru
Иванова Екатерина Константиновна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики и развития образования, Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова (Россия, г. Чебоксары, Московский проспект, 15), Ivanova_EK_chuvsu@mail.ru

Индекс УДК

371

DOI

10.21685/2072-3024-2016-3-19

Аннотация

Актуальность и цели. Актуальность темы определяется необходимостью осмысления различных аспектов деятельности педагога-психолога, направленной на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях. Тема исследования актуализирована и необходимостью обновления содержания профессиональной подготовки студентов знаниями о нравственно-волевом развитии личности, способах саморегуляции и самоконтроля своего поведения. Цель работы – выявить пути и средства формирования способностей к нравственно-волевому самоконтролю у будущих педагогов-психологов в учебном процессе.
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достиг-нута на основе анализа научной литературы, использования методов наблюдения, беседы, экспериментального материала, полученного с помощью следующих диагностических методик: «Исследование волевой саморегуляции А. В. Зверькова и Е. В. Эйдмана»; диагностика эмпатических способностей В. В. Бойко; опросник коммуникативной толерантности В. В. Бойко; «Тест на доброжелательность. Диагностика по шкале Д. Кэмпбелла»; «Оценка само-контроля в общении (М. Снайдер)»; диагностики уровня развития рефлексивности (опросник А. В. Карпова).
Результаты. Способности к нравственно-волевому самоконтролю своего поведения охарактеризованы как комплексное личностное образование. Рас-смотрены возможности педагогической рефлексии как важнейшего способа приобретения и накопления профессионального опыта и стимулирования про-явлений нравственной и волевой активности личности. Опытно-экспериментальным путем доказана эффективность системы работы по формированию у студентов способностей к нравственно-волевому самоконтролю своего поведения.
Выводы. Результаты эксперимента доказали, что актуальная проблема формирования способностей к нравственно-волевому самоконтролю своего поведения у студентов, будущих педагогов-психологов, может успешно решаться в процессе их профессиональной подготовки в рамках изучения дисциплины «Педагогика саморазвития личности», направленной на формирование готовности студентов к профессиональному и личностному росту.

Ключевые слова

профессиональная деятельность педагога-психолога, самоконтроль, нравственно-волевой самоконтроль, способности к нравственно-волевому самоконтролю своего поведения, процесс формирования способностей к нравственно-волевому самоконтролю, саморегуляция, нравственное и волевое развитие личности, педагогическая рефлексия.

 

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Социальная психология : слов. / под ред. М. Ю. Кондратьева // Психологический лексикон : энциклоп. слов. : в 6 т. / ред.-сост. Л. А. Карпенко ; под общ. ред. А. В. Петровского. – М. : ПЕР СЭ, 2006. – 176 с.
2. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые по-нятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. – М. : НМЦ СПО, 1999. – 538 с.
3. Чурекова, Т. М. Формирование готовности студентов к самоконтролю / Т. М. Чурекова, Н. В. Съедина // Образование и саморазвитие. – 2010. – № 4 (20). – С. 25–30.
4. Чурекова, Т. М. Актуализация готовности студентов к самоконтролю: уровни и этапы / Т. М. Чурекова, Н. В. Съедина // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – № 5. – С. 139–142.
5. Иванова, Е. К. Конфликтологическая культура учителя и ее проявление в профессиональной деятельности / Е. К. Иванова, И. А. Чемерилова // Вестник Башкирского университета. – 2015. – Т. 20, № 2. – С. 716–720.

 

Дата создания: 28.11.2016 15:02
Дата обновления: 26.01.2017 15:45